Программа развития ДОУ

СОГЛАСОВАНО
начальник
управления
образования
и
молодежной
политики
администрации
муниципального образования
Абинский район
_____________ С.Н. Филипская

УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ ЦРР детского сада № 37
___________ А.А. Белова
приказ
№
109
от
01.09.2021г.

Белова
Алина
Алексан
дровна

Подписан: Белова Алина
Александровна
DN: ИНН=232305544740,
СНИЛС=03129240714,
E=abinskcentrobuh@mail.ru, C=RU,
S=Краснодарский край, L=Ахтырский п.,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 37
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АБИНСКИЙ РАЙОН, G=Алина
Александровна, SN=Белова,
CN=Белова Алина Александровна
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Местоположение: п. Ахтырский
Дата: 2022-04-22 16:28:35
Foxit Reader Версия: 9.7.2

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Центра развития ребенка - детского сада № 37
муниципального образования Абинский район
на 2021-2024гг.

ПРИНЯТОУправляющим советом
МБДОУ ЦРР - детского сада № 37
протокол № 1 от 30.08.2021г.

п. Ахтырский, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

Паспорт Программы развития
Введение
Информационная справка ДОУ
3.1. Общие сведения о ДОУ
3.2. Характеристика контингента воспитанников ДОУ
3.3. Вариативные формы работы ДОУ
3.4. Дополнительные платные образовательные услуги ДОУ
3.5. Сведения о квалификации педагогических кадров
3.6. Основные характеристики организации
образовательного процесса
3.7. Материально-техническое обеспечение ДОУ
Анализ потенциала развития ДОУ
4.1. Анализ текущего состояния деятельности ДОУ по
направлениям
4.2. Перспективы развития по результатам анализа текущего
состояния деятельности ДОУ
Маркетинговый анализ внешней среды
5.1. Потенциальные образовательные потребности
субъектов внешнего окружения
5.2. Возможные риски реализации Программы развития
Концепция развития ДОУ
Содержание и направления по реализации Программы
развития
Управление процессом реализации программы развития
ДОУ
Оценка эффективности и реализации Программы

2

3-4
5-6
7
7-8
8-9
9
9
10-11
11-12
12-16
17
17-22
23-25
25
25-27
27
27-30
30-33
33-34
34

1. Паспорт
Программы развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Центра развития ребенка –
детского сада № 37 муниципального образования Абинский район
Наименование
Программы

Основания для
разработки
программы

Назначение
программы

Цель Программы

Задачи
Программы

Сроки и этапы
реализации
Программы

Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада
№ 37 муниципального образования Абинский район (далее – МБДОУ
ЦРР – детский сад № 37) на 2021-2024 годы (далее - Программа)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.07.2020г. № 373«Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования»
Программа предназначена для определения модели и перспективных
направлений развития МБДОУ ЦРР - детский сад №37 и отражает
тенденции изменений, главные направления обновления содержания
образовательной деятельности, управления ДОУ на основе
современных требований к развитию дошкольного образования
Обеспечение условий для функционирования ДОУ как открытого,
современного
учреждения
реализующего
качественные
образовательные услуги, максимально удовлетворяющие социальный
заказ государства и родительское сообщество ДОУ
- Повышение качества образования посредством реализациисистемнодеятельностного подхода в образовательной деятельности с детьми;
- повышение уровня квалификации у педагогического персонала ДОУ;
- обновление развивающей предметно - пространственной среды ДОУ
в соответствии с ФГОС ДО;
- выстраивание партнерского типа взаимодействия с родителями
(законными представителями) по принципу «открытости ДОУ внутрь»
через вовлечение их в образовательный процесс;
- повышение показателя посещаемости воспитанниками ДОУ;
- внедрение новых форм взаимодействия с родителями (законными
представителями) в рамках работы Консультационного центра ДОУ;
- реализация дополнительных платных образовательных услуг;
- развитие материально-технической базы ДОУ за счет доходов от
оказания дополнительных платных образовательных услуг;
- создание эффективной системы внутренней оценки качества
образования в ДОУ.
Реализация Программы: с 2021 по 2024 годы.
Этапы реализации Программы:
1. Организационно-подготовительный этап (2021г.)
2. Внедренческий (основной) этап (2021 – 2024 гг.).
3. Аналитико-рефлексивный этап (2024 г.).
3

Финансовое
обеспечение
Программы

Ожидаемые
результаты

Контроль за
реализацией
Программы

Бюджетные и внебюджетные средства, благотворительность, участие в
Грантах и конкурсах
- сформированность у дошкольников деятельностных качеств,
определяющих успешность ребенка на разных этапах обучения и его
последующую самореализацию в будущем;
- динамика роста численности педагогов, имеющих первую и высшую
квалификационные категории;
- оснащение предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с
ФГОС ДО;
- положительная динамика роста показателя посещаемости
воспитанников;
- партнерское взаимодействие семьи и ДОУ в процессе
образовательной деятельности;
- рост обращений из числа родителей (законных представителей)
получающих услуги в рамках функционирования Консультационного
центра;
- удовлетворение образовательных запросов родителей через
реализацию дополнительных платных образовательных услуг;
- рост доходов ДОУ, полученных от реализации платных
образовательных услуг;
- определение перспектив развития ДОУ с учетом результатов
внутренней оценки качества образования;
- высокая конкурентоспособность ДОУ на рынке образовательных
услуг
Внутренний контроль за реализацией Программы осуществляет
непосредственно заведующий и коллегиальные органы управления
ДОУ на основе организации текущего и итогового контроля,
результаты контроля отражаются в публичном докладе и доводятся до
родительской общественности, а также размещаются на сайте ДОУ

4

2. Введение
Возможность получения качественного образования продолжает
оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Для современного этапа развития общества характерно становление
принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом
и её начальному звену – дошкольному образованию. Целевыми установками
образовательной политики государства на данном этапе стало осуществление
комплекса
мероприятий,
направленных
на
повышение
качества
образовательной услуги, замена ценностей обучения ребенка на ценности его
развития. Целевые установки образовательной политики направлены на
качественно новый уровень образования, который позволит формировать
образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность
молодого гражданина России.
Эффективное следование этим установкам возможно только в
учреждении, готовом работать в новом режиме, конкурентоспособном на рынке
образовательных услуг. Развитие ДОУ - целенаправленный, закономерный,
непрерывный и необратимый процесс перехода организации в качественно
новое состояние, характеризующееся постоянно расширяющимся потенциалом
роста. В свою очередь, Программа развития – это локальный акт МБДОУ ЦРР –
детского сада № 37 (далее – ДОУ), направленный на решение стратегических
задач, реализацию перспективных образовательных потребностей и
социального заказа на образование, обеспечивающих развитие ДОУ.
Программа развития ДОУ на 2021-2024 гг.была разработана по итогам
реализации Программы развития ДОУ на 2017-2020 гг., с учетом уже
выполненных в большей степени, указанных в нейзадач, а именно:
- обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ,
способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности;
- повышение качества образования через внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно коммуникативных;
- выявление потребностей и поддержка образовательных инициатив
семьи в процессе взаимодействия с ДОУ;
- повышение уровня квалификации и профессиональной компетенции
педагогических работников в условиях модернизации дошкольного
образования.
Результат реализации Программы развития ДОУ на 2017-2020 гг., анализ
исходного состояния ДОУ, специфика контингента детей, потребностей
родителей воспитанников, а также расчет возможных рисков позволили
спроектировать Программу, обладающую значительным развивающим
потенциалом.
Обеспечивая свое назначение, Программа обладает следующими
качественными характеристиками:

5

• актуальность - Программа ориентирована на решение наиболее значимых
проблем для будущей (перспективной) системы образовательной деятельности
ДОУ;
•прогностичность - данная Программа отражает в своих целях и планируемых
действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к ДОУ,
просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации
Программы;
• рациональность - Программой определены цели и способы их достижения,
которые позволят получить максимально возможные результаты;
• реалистичность - Программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами для их
достижения;
• целостность - наличие в Программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели
и согласованность связей между ними;
• контролируемость - в Программе определены конечные и промежуточные
цели, задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии
оценки результатов развития ДОУ;
• нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей Программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального, муниципального и локального уровней;
• чувствительность - свойство Программы своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренного Программой для
своевременного принятия соответствующего решения.
При разработке Программы был использован проектно-целевой метод,
когда каждая задача преобразовывается в целевой проект. Совокупность
проектов образует собой двигатель развития ДОУ, каждый проект имеет свою
систему целей и задач, систему мероприятий, срок реализации и ресурсы.
Совокупность результатов этих проектов составляют общий результат
Программы. Выбор именно этого подхода является следствием осмысления
преимуществ проектной деятельности и освоения проектной технологии, как
наиболее адекватной в современном управлении.
Для разработки Программы развития была создана творческая группа,
деятельность которой включала несколько этапов:
1.
Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ,
соответствие его результативности современным требованиям) и внешней
среды (анализ образовательной политики на муниципальном, региональном
уровне и анализ социального заказа микросоциума).
2.
Разработка концепции образовательного учреждения.
3.
Определение стратегических целей и задач.
4.
Разработка социально-педагогических проектов.
Система управленческих действий, заложенных в Программу затрагивает
всех
участников
образовательных
отношений:
детей,
педагогов,
администрацию и родителей.
6

5. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 37 муниципального образования
Абинский район осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом
и
целями
деятельности,
определенными
законодательством
РФ,
Краснодарского края, правовыми актами органов местного самоуправления
муниципального образования Абинский район и Уставом ДОУ, путем оказания
услуг в сфере дошкольного образования.
3.1.

Общие сведения о ДОУ:

Сокращенное наименование: МБДОУ ЦРР – детский сад № 37.
Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.
Тип образовательной организации: дошкольная образовательная
организация.
Местонахождение: поселок Ахтырский Абинского района.
Адрес юридического лица: 353300, Россия, Краснодарский край,
Абинский район, поселок Ахтырский, ул. Ленина, 32.
Телефон:8-86150-62457
Электронный адрес: detsad37@abin.kubannet.ru
Адрес сайта ДОУ:37.detsad-abinsk.ru
Учредителем ДОУ является муниципальное образование Абинский
район. Функции учредителя осуществляет администрация муниципального
образования Абинский район. Отдельные функции и полномочия учредителя
осуществляет управление образования и молодежной политики администрации
муниципального образования Абинский район.
ДОУ
является
учреждением,
подведомственным
управлению
образования и молодежной политики администрации муниципального
образования Абинский район.
Образовательная деятельность ДОУ регламентируется следующими
документами:
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28.02.2014г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
7

- примерная основная образовательная программа дошкольного
образования (далее – ПООП ДО), одобренная решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015
№ 2/15);
-лицензия на право ведения образовательной деятельности,
регистрационный № 02646 от 16.08.2011г., срок действия лицензии - бессрочно;
- приложение №1 к лицензии на право ведения образовательной
деятельности от 16.08.2011.
Основными видами деятельности ДОУ являются:
- реализация образовательной программы дошкольного образования;
- воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и
оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 8 лет;
К основным видам деятельности ДОУ также относится реализация:
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования;
- индивидуальной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для ребенка-инвалида;
- образовательных программ дошкольного образования (в том числе и
адаптированных)в
очной
форме
и
сприменением
дистанционных
образовательных технологий;
- дополнительных общеразвивающих программ;
- организация питания воспитанников.
Содержание дошкольного образования в ДОУ определяется
образовательной программой дошкольного образования.
3.2.

Характеристика контингента воспитанников ДОУ
Комплектование групп

Возрастная
категория
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
от 5 до 7 лет
от 5 до 7 лет

Направленность групп
общеразвивающая
общеразвивающая
общеразвивающая
общеразвивающая
общеразвивающая
компенсирующая
компенсирующая

8

Количество групп
3
2
2
2
2
1
(группа для детей с ТНР)
1
(группа для детей с ЗПР)

Социальный статус семей воспитанников
1%
21%

52 %
26%

Полные семьи

Неполные семьи

Многодетные семьи

Статус семьи
Полные семьи
Неполные семьи
Многодетные семьи
Опекуны

3.3.
Возрастная категория
от 2 мес. до 8 лет

3.4.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Опекуны

Количество
120
60
49
2

Вариативные формы работы ДОУ
Форма работы
Консультационный центр для родителей
(законных представителей)

Дополнительные платные образовательные услуги ДОУ
Наименование услуги

Направление развития

Индивидуальные консультации с учителемлогопедом
Индивидуальные консультации с учителемдефектологом
Групповые консультации с педагогомпсихологом
Обучение по программе «Эрудит»
Обучение по программе «Букваренок»
Обучение по программе «Ритмопластика»
Обучение по программе «Волшебная палитра»
Обучение по программе «Театральная студия»

9

Речевое развитие
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Художественно-эстетическое
развитие

3.5.

Сведения о квалификации педагогических кадров
Старший воспитатель – 1
Учитель-логопед – 1
Учитель-дефектолог - 1
Музыкальный руководитель – 1
Инструктор по физической культуре – 1
Воспитатели – 22

Образовательный уровень педагогов

11%
30%

59%

Среднее (педкласс)

Средне-специальное)

Образование
Среднее (педкласс)
Средне специальное
Высшее

Высшее

Количество человек
3
16
8

10

Квалификационный уровень педагогов
7% 11%

4%

78%

Первая категория
Высшая категория
Соответствие занимаемой должности
Нет категории

Квалификационная категория
Первая категория
Высшая категория
Соответствие занимаемой должности
Не аттестованы

3.6.

Количество
человек
3
1
21
2

Основные характеристики организации
образовательного процесса

Образовательный процесс в ДОУ организовывается в соответствии с
образовательными программами. В группах общеразвивающей направленности
– это образовательная программа дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития
ребенка – детский сад № 37 муниципального образования Абинский район
(далее - ОП), которая состоит из обязательной части (не менее 60%) и части,
формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%). В
основе обязательной части лежит инновационная программа дошкольного
образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Программа ДОУ предусматривает решение образовательных задач в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их
развития, спецификой дошкольного образования.
Организация образовательного процесса в группах компенсирующей
направленности (для детей с ТНР и ЗПР) осуществляется в соответствии с
адаптированными образовательными программами (далее – АОП).

11

Обязательная часть АОП (для группы детей с ТНР и ЗПР) полностью
опирается
на
инновационную программу дошкольного образования под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение
коррекции недостатков детей с общим недоразвитием речи и задержкой
психического развития и оказание помощи детям в освоении АОП.
Коррекционное направление работы в этих группах является приоритетным,
так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют навыки,
сформированные учителем-логопедом и учителем-дефектологом. Воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию
осуществляют все мероприятия, предусмотренные АОП, занимаются
физическим, социально-коммуникативным, познавательным, художественноэстетическим развитием детей.
3.7.

Материально – техническое обеспечение ДОУ

В детском саду функционируют:

музыкальный зал, оснащенный музыкальными инструментами, аудио и
видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами.

спортивный зал (совмещенный с музыкальным), оснащенный в полном
объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием;

кабинет учителя-логопеда и учителя-дефектолога, в котором созданы все
условия для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми;

кабинет педагога-психолога, который оборудован для проведения
подгрупповой и индивидуальной работы, консультация с родителями и
способствует реализации основных функций педагога-психолога ДОУ; в нем
имеется стол для песочной терапии, стол для рисования в технике Эбру, мягкие
модули, интерактивный световой прибор «Радость» и др., в целом интерьер
кабинета способствует более располагающей атмосфере общения педагогапсихолога как с детьми, так и с их родителями (законными представителями);

методический кабинет – оснащен достаточным количеством
методической и художественной литературы, демонстрационным и
раздаточным материалом по разным направлениям развития детей,
тематическим материалом для педагогов по всем направлениям реализации
задач основной образовательной программы и взаимодействию с родителями,
база передового педагогического опыта;

пищеблок,

прачечная,

медицинский блок.

12

Каждая групповая комната имеет индивидуальный интерьер,
специально подобранный в соответствии с возрастными особенностями
игровой и учебный материал, центры для различной игровой деятельности
детей:
 Центр сюжетно – ролевой игры;
 Центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры, и
оборудование для развития речи;
 Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского
экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и
материалами, дидактические игры;
 Центр строительно-конструктивных игр;
 Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с
искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской
изобразительной деятельности.
Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы
опираемся на принципы построения развивающей предметно –
пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Так, развивающая
предметно-пространственная среда (далее - РППС) должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды в ДОУ соответствует возрастным возможностям
детей и содержанию ОП. Образовательное пространство оснащено
следующими средствами обучения и воспитания (в том числе техническими),
соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со
спецификой ОП):
1. С целью поддержания познавательной активности детей:
- звуковые тематические плакаты;
- настольно-печатные игры различного содержания;
- сенсомоторные уголки;
- различные логические игры;
- уголки природы;
- наборы материалов для экспериментирования;
- комплекты книг в книжных уголках для рассматривания детьми;
- комплект демонстрационного материала по познавательному
развитию;
- мультимедийная установка для демонстрации детям тематических
презентаций и видеоматериалов познавательного характера.
2. С целью поддержания игровой активности детей:
- маркеры игрового пространства для сюжетно-ролевых игр «Кухня»,
«Мастерская», «Больница», «Парикмахерская»;
- мягкие модули;
- игрушки-атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
3.С целью поддержания двигательной активности детей:
13

- маски для подвижных игр;
- мячи, султанчики, флажки, гимнастические палки, скакалки, обручи
для общеразвивающих упражнений;
- гимнастические скамейки для упражнений в равновесии;
- дуги для подлезания;
- мешочки для метания;
- качалка фигурная (на группах раннего возраста);
- двигательные игрушки (игрушки на колесах на полочке или с
веревочкой с подвижными или озвученными элементами).
4. С целью поддержания творческой активности и возможности
самовыражения детей:
- конструкторы различных форм и размеров для конструктивной
деятельности;
- различные виды театров;
- музыкальные инструменты;
- уголки изобразительной деятельности, оснащенные всем
необходимым для поддержания творческой инициативы детей.
5. С целью поддержания эмоционального благополучия детей:
- уголки эмоциональной разгрузки (уголки уединения).
6. Предметы по экспериментальной деятельности и развивающие игры по
ФГОС ДО:
- микроскоп,
- телескоп,
- муляжи фруктов и овощей,
- фигурки людей и животных,
- пирамидки пластмассовые и деревянные,
- фигурные сортировщики с отверстиями на верхних и боковых
поверхностях и объемными вкладышами;
- мозаика из пластика;
- наборы деревянных цветных элементов простых геометрических
форм;
- шнуровки различного уровня сложности;
- домино;
- логические блоки правильных геометрических форм;
- комплект настольно-печатных игр для всех возрастных групп;
- набор знаков дорожного движения.
7. Материалы и предметы по художественно-эстетическому направлению:
- матрешки;
- шапочки-маски для театрализованной деятельности;
- трафареты для рисования;
- мольберты;
- комплекты детских штампов и печатей;
- комплекты изделий народных промыслов;
- ксилофон;
14

- металлофон;
- музыкальные колокольчики;
- набор шумовых музыкальных инструментов;
- карандаши цветные;
- наборы фломастеров;
- краски гуашь;
- краски акварельные;
- мелки восковые;
- комплекты демонстрационного материала по изобразительной
деятельности.
Трансформируемость пространства обеспечивается за счет:
- мягких модулей, позволяющих преобразовывать пространство в
зависимости от содержания игровой деятельности детей;
- ширм, являющихся вспомогательными средствами, используемые
детьми для ограничения и разделения игрового пространства с целью
развертывания игр по интересам.
Полифункциональность среды обеспечивается:
- маркерами игрового пространства из пластика «Кухня»,
«Парикмахерская», «Мастерская», позволяющие детям свободно перемещать
их в соответствии с их игровыми замыслами;
- строительным материалом, конструкторами различных размеров и
форм, используемых в качестве предметов-заместителей в игровой
деятельности детей.
- наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе
в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- наборами мягких модулей,
- ширмами,
- оборудованием к сюжетно-ролевым играм.
Вариативность среды обеспечивают:
- уголки уединения, используемые детьми, как в качестве
эмоциональной разгрузки, так и с целью игровой деятельности в зависимости
от игровых предпочтений;
- периодическая сменяемость игрового содержания среды;
- разнообразие игрового материала предметно-пространственной
развивающей среды, удовлетворяющее все детские игровые предпочтения;
- использование всего пространства группы для реализации игровых
замыслов детей.
Доступность среды обеспечивается:
- расположением в группе мебели и маркеров игрового пространства,
соизмеримых с ростом детей, позволяющих им свободно использовать
игровой материал по желанию;
15

- хранением игрушек, материалов и пособий в напольных контейнерах,
обеспечивающих беспрепятственный доступ игрового материала.
Все предметы и оборудование РПРС безопасны для использования
детьми.
На территории ДОУ для детей оборудованы:

игровые
площадки,
оснащенные стационарным
игровым
оборудованием (машинки, горки, качели-балансиры песочницы и др.), а также
на каждом участке имеется в наличии мобильное оборудование в виде игровых
пособий, маркеров игрового пространства и т.д., которое позволяет реализовать
детям свои потребности в игровой деятельности;

спортивная площадка оснащена стационарным спортивным
оборудованием;

автогородок, на котором воспитанники знакомятся с правилами
дорожного движения с помощью соответствующей дорожной разметки и
мобильных дорожных знаков;

экологическая тропа полностью удовлетворяющая познавательные
потребности детей в области флоры Краснодарского края (на ней представлено
более 30 объектов живой природы);

метеоплощадка представлена необходимым измерительным
инструментарием для ведения измерений и наблюдений за изменениями
погоды (термометр, барометр, флюгер, осадкомер).
В дошкольной организации создана благоприятная предметноразвивающая среда, которая позволяет реализовать воспитательнообразовательные задачи.

16

4. Анализ потенциала развития ДОУ
4.1.

Анализ текущего состояния деятельности ДОУ по направлениям

Направления
деятельности
подвергшиеся
анализу

Образовательный
процесс

Развивающая
предметнопространственная
среда

Текущее состояние деятельности

Выявленные проблемы

Образовательный процесс в ДОУ строится в
соответствии с ФГОС ДО на основе образовательных
программ дошкольного образования, разработанных рабочей
группой ДОУ. Содержание образования определяется
использованием в практической деятельности методов и
приемов,
направленных
на
раскрытие
внутреннего
потенциала каждого ребенка, а именно, внедрением системнодеятельностного
подхода
в
образовании
детей.
Педагогический коллектив активно использует в своей работе
с воспитанниками современные образовательные технологии
такие
как,
квест-технология,
проектный
метод,
интеллектуальные карты, мнемотехнику, лепбук, флексагоны
и др., что в свою очередь позволяет повысить интерес детей к
образовательной деятельности и тем самым повысить
качество образовательного процесса в целом. Организация
педагогического
процесса
отличается
гибкостью,
ориентированностью на возрастные и индивидуальнотипологические особенности детей, позволяет осуществлять
личностно-ориентированный
подход
к
детям.
Образовательный процесс в ДОУ носит развивающий
характер, способствует формированию у детей реального
образа мира и себя, развитию их способностей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
(далее – РППС) групповых помещений ДОУ максимально
приближена к удовлетворению игровых потребностей
каждого воспитанника, она соответствует принципам

Все
педагоги
имеют
сформированные
представления о системно-деятельностном подходе в
образовании детей, но на практике структура
образовательной деятельности носит не всегда
соответствующий характер, а именно, отсутствуют
такие важные структурные единицы, как мотивация,
проблемное поле образовательной деятельности,
рефлексия, которые создают условия для развития
инициативы,
проявления
самостоятельности
и
критического мышления у детей. Кроме этого, не весь
педагогический коллектив активен в использовании
современных образовательных технологий, так зачастую
педагоги используют несколько технологий, достаточно
известных им, и предпочитают дальше не развиваться в
этом направлении. Также все еще в образовательном
процессе прослеживаются тенденции классического
дошкольного образования, основанные на передаче
ребенку ЗУН, а не развитию стремления к
самостоятельному
поиску
нового
знания
воспитанниками, что в свою очередь не намного
приближает детей к достижению целевых ориентиров на
этапе завершения дошкольного детства.
РППС все еще достаточно стационарна, не
смотря на наличие различных мобильных модулей,
ширм, игровых маркеров, способных к передвижению и
трансформации. Дети не в полной мере используют

построения по ФГОС ДО. Каждая группа оснащена
маркерами
игрового
пространства,
дидактическими
пособиями и играми, наборами для творчества, спортивным
инвентарем, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и т.д.
РППС достаточно мобильна, что достигается за счет свободно
передвигающегося
оборудования,
способного
преобразовывать пространство группы, кроме этого
разнообразие игрового материала позволяет ребенку выбирать
тот или иной вид игровой деятельности, а ее доступность
позволяет каждому воспитаннику реализовать свои игровые
замыслы.

Взаимодействие с
родителями

возможность
трансформируемости
игрового
пространства, по причине того, что в них в меньшей
степени развиты эти способности. Педагоги в
большинстве своем пассивны к проявлению детьми этих
возможностей РППС, более того они в этом не
заинтересованы и не видят преимуществ построения
детьми такого игрового пространство ввиду их
некомпетентности по этому вопросу. Педагогический
коллектив мало использует методику «говорящей
среды», позволяющую визуализировать полученные
знания, наполнить среду продуктами детского
творчества и тем самым еще раз погрузить дошкольника
в актуальную для него на данный момент
образовательную среду, в которой он будет иметь
возможность закрепить полученные представления.
Взаимодействие с родителями носит доверительный
По
результатам
опроса
родительской
характер, родители охотно вовлекаются в образовательный общественности:
процесс, готовы к сотрудничеству, проявляют инициативу и
желание участвовать в реализуемых проектах ДОУ.
- только 53% опрошенных готовы активно участвовать в
мероприятиях ДОУ,
- 27% - могли бы поучаствовать, при наличии времени,
- 17% - выразили мнение, что если «так надо», то они
готовы поучаствовать,
- 3% - наотрез отказываются от участия в каких-либо
мероприятиях.
Исходя из этого видно, что тенденция
незаинтерессованности родителей в воспитании детей
все еще крепко удерживает свои позиции. Кроме этого
родители с большей активностью откликаются на какиелибо
развлекательные
мероприятия
(утренники,
развлечения), нежели на участие в образовательных
проектах.
Поэтому
речь
о
партнерских
взаимоотношениях с родителями пока не идет. В этой

18

Посещаемость в
ДОУ

Система
внутренней оценки

В настоящее время средний процент посещаемости в
ДОУ составляет 58%, что обусловлено следующими
причинами:
- незаинтересованностью родителей в посещении
ребенком ДОУ в силу различного рода обстоятельств и
неуважительных причин:
 отпуска родителей (до 2-х месяцев) во время
которых дети не посещают ДОУ,
 временные финансовые трудности, в силу
которых нет возможности оплатить пребывание
ребенка в детском саду,
 декретный отпуск мамы с младшим ребенком,
 отсутствие мотивации к посещению ДОУ у
семей, находящиеся в СОП или ТЖС);
 погодные условия;
 выходные дни у родителей, во время которых
дети остаются с ними дома.
- заболеваемостью воспитанников (уважительная
причина).

На данный момент в ДОУ ведется разработка системы
внутренней оценки качества образования, ежегодно в

19

связи необходимо найти те приемы и формы
взаимодействия, которые бы позволили активизировать
и заинтересовать родителей по вопросам воспитания их
детей, тем самым сделав их соучастниками
образовательных отношений с ДОУ.
Дошкольное образование является первой
ступенью общего образования, в этой связи логично
предположить насколько полученное образование в
детском
саду
будет
определять
дальнейший
образовательный
путь
выпускника
ДОУ
и
соответственно ребенок, эпизодически получающий
образование в детском саду в силу длительного
отсутствия будет уступать в приобретенных знаниях
ребенку, систематически посещающему ДОУ.
Поэтому важно донести до сознания пассивных
родителей понятие того какой развивающий потенциал
несет в себе образовательный процесс, организуемый в
ДОУ, вовлечь их в этот процесс и сделать активными
участниками образовательных отношений с детским
садом, тем самым обеспечив положительную динамику
посещаемости ДОУ.
Низкий показатель посещаемости в ДОУ также
влияет и на появление возможных рисков невыполнения
муниципального задания в полном объеме.
В этой связи необходимо повысить процент
посещаемости воспитанников ДОУ посредством
организации системной работы с педагогическим
коллективом
и
родителями
(законными
представителями) воспитанников, а также за счет
повышения статуса ДОУ в глазах родительской
общественности.
Необходима разработка и внедрение системы
внутренней оценки качества образования ДОУ, а именно

качества
образования в ДОУ

соответствии с приказом министерства образования и науки разработка Положения о системе внутренней оценки
РФ от 14 июня 2013 года № 462 «Об утверждении Порядка качества образования в ДОУ, с целью оценить:
проведения
самообследования
образовательной
1. Качество образовательного процесса:
организацией» ДОУ запускает процедуру самообследования  качество образовательной программы, методик и
результаты которой делает достоянием общественности
технологий, применяемых в образовательном
посредством размещения на сайте ДОУ.
процессе;
 качество
образовательной
деятельности
–
самостоятельной и совместной деятельности детей и
взрослых;
 качество взаимодействия педагогов с родителями и
детьми в процессе воспитания и обучения.
2. Качество образовательных условий:
 финансовые условия – обеспечение государственных
гарантий;
 материально-технические условия – характеристика и
оснащённость
помещений
оборудованием
и
методическими материалами в соответствии с
нормативными требованиями;
 развивающая предметно-пространственная среда –
соответствие требованиям ФГОС ДО;
 психолого-педагогические условия – личностноориентированное взаимодействие педагогов с детьми,
педагогика поддержки, обеспечение возможности
выбора для ребёнка;
 кадровые условия – должностной состав, достаточное
количество и необходимая квалификация персонала.
3. Качество результатов ДОУ:
 динамика
освоения
детьми
содержания
образовательной
программы
по
пяти
образовательным областям. Сравнение ребёнка с
самим собой — насколько он развился в течение
определённого периода времени;
 соответствие
полученных
результатов
20

Реализация
дополнительных
платных
образовательных
услуг

Консультационный
центр ДОУ

запланированным целям. Цели формулируются на
основе целевых ориентиров ФГОС ДО как
социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка.
Система
внутренней
оценки
качества
образования в ДОУ должна выступить диагностическим
инструментарием
для
сбора
информации
и
выстраивания дальнейшей перспективы развития ДОУ.
Несмотря на все положительные стороны от
оказания
ДОУ
дополнительных
платных
образовательных услуг, дающих некоторую финансовую
независимость учреждению, остро стоит проблема
дефицита
кадров,
обеспечивающих
реализацию
программ дополнительного образования. Платные
услуги в ДОУ оказывают педагоги из коллектива ДОУ,
но зачастую некоторые незаинтересованы в этом и
поэтому помимо заработной платы, которую получают
педагоги ДОУ от ведения платных услуг необходимы
другие стимулы для привлечения их к этому виду
деятельности, приносящему доход всему ДОУ в целом.

С 2016 года ДОУ успешно реализует дополнительные
платные образовательные услуги, на данный момент спектр
предоставляемых услуг расширился и ДОУ оказывает
следующие платные услуги:
- обучение по программе «Волшебная палитра»,
- обучение по программе «Театральная студия»,
- обучение по программе «Букваренок»,
- обучение по программе «Эрудит»,
- обучение по программе «Ритмопластика»,
- индивидуальные консультации с учителемлогопедом,
- индивидуальные консультации с учителемдефектологом,
- групповые консультации с педагогом-психологом.
Дополнительным
платными
образовательными
услугами охвачено 136 воспитанников, за 2020 год доход от
предоставления платных услуг составил 215839 рублей, за
истекший период 2021 года – около 200000 рублей эти
средства пошли на улучшение материально-технической базы
ДОУ (приобретение мебели для сотрудников, ремонт теневых
навесов, укладку тротуарной плитки и др.).
Результаты
работы
Центра
консультационной
Анализ работы Консультационного центра
поддержки семьи «Гармония» (далее - КЦ) за первое показал, что необходимо в дальнейшем решить
полугодие 2021г. в сравнении с работой КЦ за весь 2020г. проблему привлечения всех специалистов КЦ, в том
показали значительную динамику, так за 2020г. всего было 57 числе музыкального руководителя и инструктора по

21

Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса

обращений, в то время как, только за первое полугодие 2021г.
их было 61.
Увеличению количества оказанных услуг в КЦ
способствовало привлечение дополнительных специалистов
из числа педагогов ДОУ: 4 воспитателя, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре. Однако
консультации музыкального руководителя и инструктора по
физической культуре не пользуются спросом и ими за
указанный период не были оказаны услуги.
В 2021г. специалисты стали оказывать услуги в
выездном режиме: были заключены договора с отдаленными
ДОУ и выезды по предварительной договоренности.
Для информирования населения о работе КЦ, нами
была создана новая навигация для родителей о деятельности
КЦ на официальном сайте ДОУ, а также активно
распространяются информационные буклеты с контактами
для обращений.
Главным условием реализации педагогического
процесса являются человеческие ресурсы, а именно –
педагогические
кадры.
ДОУ
укомплектовано
педагогическими кадрами на 100%. Повышение уровня
квалификации обеспечивается участием педагогов в
районных
обучающих
семинарах
и
методических
объединениях,
посредством
курсов
повышения
квалификации, самообразования педагогов, через их участие в
методических мероприятиях, проводимых ДОУ, изучение и
накопление передового педагогического опыта. В настоящее
время в ДОУ сформирован коллектив единомышленников с
благоприятным психологическим климатом, что способствует
решению стоящих перед коллективом педагогических задач и
созданию атмосферы педагогического оптимизма и
ориентации на успех.

22

физической
культуре,
а
также
необходимо
активизировать работу по информированию населения,
искать наиболее интересные и действенные приемы в
данном направлении. Кроме того, шире использовать
выездную форму консультирования родителей путем
вовлечения других дошкольных организаций в сетевое
взаимодействие.

Большинство педагогов остаются пассивными к
участию в аттестации на присвоение квалификационных
категорий – первой или высшей. Главная причина –
отсутствие мотивации, нежелание подготовить пакет
документов и растрачивать свои временные ресурсы на
это.
Поэтому
необходимо
активизировать
педагогический коллектив в этом направлении, задав
мотивацию и создав педагогам наиболее благоприятные
условия для дальнейшего прохождения аттестации.

4.2.

Перспективы развития по результатам анализа текущего
состояния деятельности ДОУ

Проведенный выше анализ показал, что вывод результатов
педагогической деятельности коллектива ДОУ на должный уровень во
многом зависит от содержания, технологий и организации образовательного
процесса. Развивающее обучение в новой модели образовательного
пространства предполагает использование новых подходов и технологий,
которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую
организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает
ребенку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное
значение имеет соблюдение поэтапного развития:
- этап первичного освоения знаний и умений,
- этап самостоятельного применения знаний и умений в специально
организованных условиях,
- этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений.
Анализ образовательного процесса, позволяет заключить, что его
организация, формы и содержание, используемые в настоящее время ДОУ,
обеспечивают развитие детей, готовность их к следующему этапу –
школьному
обучению.
Актуальной
остается
задача
повышения
эффективности образовательного процесса по достижению задач трех этапов
развития ребенка, указанных выше. В этой связи требуется решение
следующих проблем:
 привидение в соответствие с системно-деятельностным подходом
структуры организованной образовательной деятельности и всего
образовательного процесса в целом;
 активизация внедрения современных образовательных технологий,
способствующих повышению интереса у детей к образовательной
деятельности;
 построение РППС в соответствии с игровыми потребностями каждого
ребенка, в частности с реализацией принципа трансформируемости
игрового пространства самими воспитанниками под их игровые
предпочтения;
 совершенствование содержания и форм взаимодействия ДОУ с семьей с
целью налаживания партнерских отношений с родителями в вопросах
образования их детей.
Также важно, выстроить образовательный процесс в ДОУ так, чтобы он
базировался одновременно на двух основаниях: планировании, которое
направлено на освоение детьми определенного содержании и программ
(стратегия педагогического процесса) и педагогической импровизации,
посредством которой педагоги варьируют содержание, формы и методы в
каждой конкретной ситуации (тактика педагогического процесса).
Отсутствие эффективной системы внутренней оценки качества
образования в ДОУ не позволяет выстроить четкие ориентиры в дальнейшем
развитии ДОУ. В этой связи необходима разработка критериев оценки

деятельности ДОУ по различным направлениям, таким как качество:
образовательного процесса, образовательных условий, результатов ДОУ.
Мониторинг качества образования в ДОУ по этим направлениям позволит
обозначить проблемное поле и воссоздаст ясную картину текущего
состояния дел для разрешения этих проблем с целью улучшения качества
образования в ДОУ в целом.
С целью обеспечения вариативности образования в ДОУ и
удовлетворения потребности родителей в их образовательных запросах
необходимо обеспечить
дальнейшее функционирование в ДОУ
Консультационного центра для родителей, обеспечивающих получение
детьми дошкольного образования в форме семейного образования и
реализацию дополнительных платных образовательных услуг.
ДОУ сегодня – это сложный организм, стремящийся к развитию,
ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для
удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, отвечающий самым
современным требованиям. Сердцем этого сложного организма является его
педагогический коллектив. Педагоги ДОУ, соблюдая принципы сочетания
традиций и новаторства, следуют стратегическим направлениям развития
системы образования в России. Качество образовательной работы во многом
зависит от профессиональных характеристик педагогов. Самыми значимыми
из них являются: образовательный уровень, педагогической стаж работы,
наличие квалификационной категории.
Анализ педагогических кадров в ДОУ показал следующее: в
дошкольном учреждении сложился творческий педагогический коллектив в
количестве 27 человек, коллектив стабилен, достаточно профессионален, но
существует проблема в стабильно низком показателе аттестованных
педагогов на квалифицированные категории. В целом многим педагогам
ДОУ потенциально могут быть присвоены квалификационные категории,
поскольку их профессиональная деятельность достаточно результативна, но
их нежелание аттестоваться продиктовано низкой мотивацией к сбору
документов, предоставляемых к аттестации и незаинтересованностью в
материальных стимулах, связанных с получением квалификационной
категории.
Но аттестация педагогических кадров играет важную роль в
управлении образовательным процессом, так как это комплексная оценка
уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности
деятельности педагогов ДОУ. Кроме этого повышение престижа
образовательного учреждения усиливается за счет роста квалификации
педагогических
работников.
Поэтому
необходимо
обеспечить
положительную динамику роста аттестованных на квалификационную
категорию педагогов за счет эффективно организованной системы работы по
этому направлению.

24

Острой проблемой остается и низкая посещаемость в ДОУ, для
решения которой необходимо организовать работу в следующих
направлениях:
1.
Создание эффективной системы взаимодействия педагогических
работников детского сада с семьями воспитанников по вопросам
посещаемости ДОУ.
2.
Формирование у родителей (законных представителей)
устойчивого понимания необходимости регулярного посещения детьми
детского сада.
3.
Обеспечение информационной открытости с целью создания
положительного образа ДОУ.
4.
Вовлечение родителей воспитанников в образовательную
деятельность в качестве активных ее участников.
5.
Организация работы по профилактике простудных заболеваний.
6.
Стимулирование педагогического персонала к повышению
посещаемости в группах.
7.
Организация системной работы по мониторингу и анализу
посещаемости с педагогами каждой отдельно взятой группы.
Намеченные перспективы работы по посещаемости позволят:
организовать эффективное взаимодействие педагогического коллектива с
семьями воспитанников по вопросам посещения ДОУ; создать систему
морального и материального поощрения, которая обеспечит активное
включение педагогического коллектива в работу по улучшению показателя
посещаемости;
обеспечить
информационную
открытость
ДОУ,
формирующую положительный образ детского сада в глазах семьи, что будет
способствовать формированию устойчивой мотивации у родителей
(законных представителей) к посещению детьми ДОУ.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать заключение о
том, что образовательный процесс в ДОУ строится с учетом ФГОС ДО, но
некоторые проблемы все еще требуют доведения до совершенства. В общем
проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что
реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для
дальнейшего развития учреждения.
5. Маркетинговый анализ внешней среды ДОУ
5.1.

Потенциальные образовательные потребности субъектов
внешнего окружения

Одной из ведущих тенденций модернизации в сфере российского
образования является усиление внимания к проблеме повышения качества
образования, как со стороны государства, так и со стороны главных
заказчиков образовательных услуг – родителей воспитанников. В связи с
этим усиливается дифференциация ожиданий и требований родителей к
системе образования, проявляющаяся в выборе образовательного
25

учреждения, уровня, содержания и форм образования; складывается
избирательное отношение к ДОУ с точки зрения их способности обеспечить
желаемое образование.
Но если, со стороны государственного заказа все изложено во ФГОС
ДО, и ДОУ реализует это посредством образовательных программ,
разработанных в детском саду, то социальный заказ субъектов внешнего
окружения требует более детального изучения. Социальный заказ,
основывается на принципе дополнительности к государственному заказу, и
мы обязаны его изучать, чтобы оставаться конкурентно способным
учреждением, способным обеспечить удовлетворенность потребностей
субъектов образовательного пространства в роли которых выступают
родители, тем более что наша задача состоит и в том, чтобы по возможности
максимально выстраивать образовательный процесс с учетом и их запросов
тоже. Тем более, что с экономической точки зрения степень удовлетворения
социального заказа становится важнейшим показателем эффективности,
гарантией выживания и развития ДОУ.
Изучение образовательных запросов:
- даёт возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут
ребёнка и программу деятельности;
- способствует установлению обратной связи со всеми субъектами
образовательного процесса;
- позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
- помогает повысить удовлетворённость родителей качеством образования, а
также характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного
процесса;
- даёт возможность учитывать семью как ресурс для совместного развития.
На сегодняшний день родители выступают не только в роли заказчика
образовательных услуг, но и имеют возможность объективно оценить
уровень работы ДОУ. В этой связи нами было проведено анкетирование на
тему «Удовлетворенность качеством образования в ДОУ», интерпретация
результатов этого анкетирования позволило обозначить некоторые проблемы
в работе ДОУ и соответственно смоделировать ожидания родителей от
образования в ДОУ, которые в основном выражены в эффективной
реализации ДОУ деятельности по обеспечению:
 возможности получения ребёнком качественной подготовки к
обучению в школе (97%);
 развития у детей индивидуальности, познавательной активности,
творческих способностей (70%);
 предоставления ДОУ дополнительных платных образовательных услуг
(67%);
 компетентными педагогическими кадрами (73%);
 приобщения детей к ЗОЖ (54%);
 формирования у детей духовно-нравственных, социокультурных
ценностей и норм поведения в обществе (63%);
26

 комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ (89%);
 наибольшей «открытости ДОУ внутрь» для родителей (68%).
Таким образом, в сфере образования конкуренция не носит столь
глобального характера, как в бизнесе, но тем не менее нельзя отрицать
важнейшую роль конкуренции для его развития и повышения качества. В
свою очередь конкурентноспособность ДОУ оценивают в первую очередь
родители и именно от их оценки зависит востребованность образовательных
услуг, предоставляемым нашим детским садом. Следовательно, одной из
первоочередных задач дальнейшего развития стоит задача выполнения
социального заказа родителей на образование в учреждении, особенно в
условиях охвата практически всех детей дошкольного возраста дошкольным
образованием в поселке Ахтырском.
Высокий уровень образовательной услуги, признание эффективности
образовательной деятельности ДОУ родителями воспитанников и
социумом позволит детскому саду прочно утвердиться на рынке
образовательных услуг.
5.2.

Возможные риски реализации Программы развития

1.
Непонимание
или
искаженное
понимание
педагогами
государственной политики дошкольного образования в рамках введения
ФГОС ДО.
2.
Нежелание родителей наладить педагогическое взаимодействие и
сотрудничество с ДОУ.
3.
Недостаточность средств для оснащения материальнотехнической базы образовательного процесса.
4.
Выбор неверных ориентиров управления деятельностью ДОУ,
который может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе
реализации Программы развития.
6. Концепция развития ДОУ
Основной концептуальной идеей реализации воспитательнообразовательной работы в ДОУ является создание педагогической системы,
отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка,
формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой
внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и
действовать, вести здоровый образ жизни. Поэтому ведущими ценностями
при разработке концепции для нас стали: ценность здоровья, ценность
развития, ценность детства и ценность сотрудничества, которые, с одной
стороны, выражают приоритеты современной гуманистической педагогики, с
другой стороны, выступают содержанием ценностного освоения мира
ребенком.
27

Ценность здоровья требует создания в ДОУ условий для сохранения и
укрепления здоровья детей (как физического, так и психического),
приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической культуры и
валеологической грамотности.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего
образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и
жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных
способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора
готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство - это
неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни,
особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием,
открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью,
готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного
отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру
ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения
детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество,
партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной
фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями
развития ДОУ являются:
- моделирование совместной деятельности с детьми на основе
организации
проектной
деятельности,
использования
средств
информатизации в образовательном процессе, направленной
на
формирование ключевых компетенций дошкольников;
- использование здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование стратегии и тактики построения развивающей
среды детского сада, способствующей самореализации ребёнка в разных
видах деятельности;
- поддержка детей с ОВЗ;
построение
дифференцированной
модели
повышения
профессионального уровня педагогов в соответствии с требованиями
профессиональных стандартов;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг (в том
числе и платных);
- укрепление материально–технической базы ДОУ;
- сохранение и укрепление педагогического взаимодействия с
родителями
(законными
представителями)в
рамках
работы
Консультационного центра.
Образовательный процесс в ДОУ определяется концепцией ,основные
идеи которой:

28

1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на
оказание ему помощи в соответствии с функциональными отклонениями и
интеллектуальными особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его
уникальности и неповторимости.
3. Деятельность ДОУ в режиме обновления содержания в соответствии
с ФГОС ДО(реализация различных по содержанию современных
комплексных и парциальных программ и технологий, их адаптация к
приоритетам и специфике работы ДОУ) и его организационных форм (новые
формы
дошкольного
образования,
комплекс
дополнительных
образовательных услуг).
В основе концепции развития ДОУ лежит возможность
комплексного
подхода
к
диагностической,
образовательной,
оздоровительной работе; создания целостной системы, в которой все этапы
работы с ребёнком взаимосвязаны.
В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегической цели и задач
происходит в рамках реализации проектов по отдельным направлениям
образовательной деятельности, каждая из которых представляет собой
комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение проблем
данной сферы образовательной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одним из аспектов Программы развития
ДОУ является повышение квалификации педагогов, расширения их
профессиональной ориентации в отборе современных форм педагогической и
образовательной деятельности, разработка и реализация проектов, овладение
педагогическим мониторингом.
Одним из главных направлений работы ДОУ, является взаимодействие
педагогов и родителей (законных представителей) ребенка, которое мы
видим в содействии развитию воспитанника как личности, осознающей
необходимость саморазвития, воспитания собственных способностей.
Успех в воспитании и образовании ребёнка зависит от взаимодействия
семьи и детского сада. Эти отношения называются педагогическим
сотрудничеством. Это следующий аспект программы развития ДОУ. Чтобы
вовлечь родителей в решение проблем воспитания и образования
дошкольников, мало традиционных форм взаимодействия. Необходимо
создать систему сопровождения и консультирования семьи по вопросам
формирования культуры здорового образа жизни, образования и развития
детей раннего возраста, старшего дошкольного возраста, по воспитанию и
развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых
детей.
Таким образом, цель разработки данной концепции Программы
развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации
комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного
29

возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении
всего пребывания в детском саду.
7. Содержание и направления по реализации Программы развития
№
п/п

Направления программных
мероприятий

Сроки
реализации

Исполнители

1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и
экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в
соответствии с основными направлениями модернизации российского образования
Проект «ВСОКО»
1.1.
Реализация проекта
2021-2024
Заведующий, старший
«ВСОКО»
воспитатель, творческая
группа
1.1.1. Подбор и апробация
2021-2022
Заведующий, старший
диагностических материалов,
воспитатель, творческая
позволяющих контролировать
группа
качество образования на основе
программных требований и ФГОС ДО
1.1.2. Мониторинг оценки
ежегодно
Заведующий, старший
результативности качества
воспитатель,
образования детей
специалисты, воспитатели
2. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды
учреждения с учётом ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и
развивающего обучения, возрастные, психологические, физические, гендерные
особенности воспитанников, способствующей самореализации ребенка в разных
видах деятельности.
Проект «РППС»
2.1.
Реализация проекта «РППС»
2021-2024
Заведующий, старший
воспитатель, творческая
группа
2.1.1. Комплексная экспертиза РППС
2021
Старший воспитатель,
воспитатели
2.1.2. Приобретение нового игрового и
2021-2024
Заведующий, заместитель
развивающего оборудования для
заведующего по АХР
реализации образовательных областей
2.1.3. Оснащение образовательного
2021-2022
Заведующий, старший
процесса учебно-методическими
воспитатель
комплектами, дидактическими
пособиями в соответствии с ФГОС ДО
2.1.4. Обновление РППС в группах и на
2021-2024
Заведующий, старший
территории ДОУ
воспитатель,
специалисты, воспитатели
3. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания
условий развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект «Педагог-мастер»
3.1.
Реализация проекта «Педагог-мастер»
2021-2024
Заведующий, старший
воспитатель,
специалисты, воспитатели
30

3.1.1. Разработка диагностических карт
ежегодно
Старший воспитатель
профессионального мастерства и
определение личных потребностей
сотрудников в обучении.
Составление планов повышения
квалификации работников ДОУ
3.1.2. Организация работы по аттестации
ежегодно
Старший воспитатель
педагогов на первую и высшую
квалификационную категорию
3.1.3. Организация наставничества
2021-2024
Старший воспитатель,
для профессионального становления
педагоги
молодых специалистов
3.1.4. Выявление, обобщение и
2021-2024
Заведующий, старший
транслирование передового
воспитатель, педагоги
педагогического опыта на разных
уровнях через конкурсы
профессионального
мастерства, участие в конференциях,
публикации в СМИ, официальном сайте
ДОУ, проектную деятельность и т.д.
3.1.5. Разработка и реализация плана
2021-2024
Заведующий, старший
мотивирования и
воспитатель
стимулирования инновационной
деятельности педагогов,
профилактики профессионального
выгорания, стремления к
повышению своей квалификации
3.1.6. Обучение педагогов современным
2021-2022
Старший воспитатель,
технологиям взаимодействия со
специалисты
взрослыми и детьми
4.Внедрение
новых
форм
взаимодействия
с
родителями
(законными
представителями), обеспечивающими получение детьми дошкольного образования в
форме семейного образования в рамках работы Консультационного центра ДОУ
Проект «Консультационный центр «Гармония»»
4.1.
Реализация проекта
2021-2024
Заведующий, старший
«Консультационный центр
воспитатель,
«Гармония»»
специалисты, воспитатели
4.1.1. Организация сетевого взаимодействия с 2021-2022
Старший воспитатель,
ДОУ Абинского района
специалисты, воспитатели
4.1.2. Разработка и внедрение выездной и 2021-2024
Старший воспитатель,
дистанционной форм консультирования
специалисты, воспитатели
родителей, проживающих в отдаленных
населенных пунктах района
4.1.3. Повышение
квалификации 2021-2023
Старший воспитатель
специалистов
Консультационного
центра
4.1.4. Обеспечение
максимальной 2021-2024
Старший воспитатель,
мобильности деятельности КЦ, через
специалисты, воспитатели
использование
дистанционных
и
выездных форм консультирования
5. Повышение показателя посещаемости воспитанников
31

Проект «Посещаемость»
5.1.
Реализация проекта «Посещаемость»
5.1.1. Создание
эффективной
системы
взаимодействия
педагогических
работников детского сада с семьями
воспитанников
по
вопросам
посещаемости ДОУ
5.1.2. Организация системной работы по
мониторингу и анализу посещаемости с
педагогами каждой отдельно взятой
группы
5.1.3. Формирование у родителей (законных
представителей)
устойчивого
понимания необходимости регулярного
посещения детьми детского сада
5.1.4. Обеспечение
информационной
открытости
с
целью
создания
положительного образа ДОУ
5.1.5. Вовлечение родителей воспитанников в
образовательную
деятельность
в
качестве активных ее участников
5.1.6. Организация работы по профилактике
простудных заболеваний

2021-2024

2021-2022

Заведующий, старший
воспитатель,
специалисты, воспитатели
Заведующий, старший
воспитатель

2021-2024

Заведующий, старший
воспитатель, воспитатели

2021-2024

Заведующий, старший
воспитатель, воспитатели

2021-2024

Старший воспитатель,
воспитатели

2021-2024

Старший воспитатель,
воспитатели

2021-2024

Старший воспитатель,
инструктор по
физической культуре
воспитатели
Заведующий, старший
воспитатель

5.1.7. Стимулирование
педагогического 2021-2024
персонала к повышению посещаемости
в группах
6. Выстраивание партнерского типа взаимодействия с родителями (законными
представителями) по принципу «открытости ДОУ внутрь» через вовлечение их в
образовательный процесс
Проект «Работа с родителями»
6.1.
Реализация проекта «Работа с
2021-2024
Заведующий, старший
родителями»
воспитатель, педагоги
6.1.1. Оптимизация модели взаимодействия
2021-2022
Заведующий, старший
детского сада и семьи
воспитатель, педагоги
6.1.2. Разработка модели работы с родителями 2021-2022
Старший воспитатель,
детей ОВЗ и детей-инвалидов. Создание
специалисты
системы консультирования и
сопровождения родителей
6.1.3. Психолого-педагогическое
2021-2024
Заведующий, старший
сопровождение, консультирования
воспитатель, педагоги
родителей по вопросам развития и
образования детей
6.1.4. Обеспечение обучения и реализация
2021-2024
Заведующий, старший
системы инновационных форм
воспитатель
взаимодействия с родителями
6.1.5. Проведение систематической
1 раз в 6
Заведующий, старший
работы по выявлению уровня
месяцев
воспитатель, педагоги
32

удовлетворённости родителей
качеством предоставляемых
образовательных услуг, а так же
запросов родителей в рамках
организации воспитательно –
образовательного процесса
6.1.6. Восстановление традиций семейного
2021-2024
Заведующий, старший
воспитания в оздоровлении детей и
воспитатель, педагоги
вовлечение семьи в образовательный
процесс
7. Реализация дополнительных платных образовательных услуг
Проект «Платные услуги»
7.1.
Реализация проекта «Платные услуги»
2021-2024
Заведующий, старший
воспитатель, педагоги
7.1.1. Привлечение дополнительных кадровых 2021-2024
Заведующий, старший
ресурсов из числа педагогов ДОУ для
воспитатель
проведения дополнительных занятий с
детьми
7.1.2. Оказание качественных платных
2021-2024
Заведующий, старший
образовательных услуг
воспитатель, педагоги
7.1.3. Мониторинг удовлетворенности
ежегодно
Старший воспитатель
родителей качеством оказываемых
услуг

8. Управление процессом реализации Программы развития
Непосредственное управление реализацией программы осуществляется
заведующим. Корректировка программы производится педагогическим
советом и Управляющим советом ДОУ. Децентрализованная структура
управления предполагает распределение функций управления программой
равномерно между членами управленческой команды, четкое определение
прав, полномочия и меры ответственности каждого из них.
Заведующий:
 Информирование субъектов образовательной деятельности ДОУ о ходе
реализации Программы.
 Организация работы коллегиальных органов.
 Подбор и расстановка кадров.
 Финансовое обеспечение программы развития.
 Осуществление контроля за реализацией системы кадрового,
организационного, нормативно-правового и финансового обеспечения
процессов развития.
Педагогический коллектив:
 Содействие организации и совершенствованию образовательной
деятельности.
 Заслушивание отчета заведующего о ходе реализации Программы.
33

 Содействие в совершенствовании материально-технической базы,
эстетическом оформлении групп, кабинетов и благоустройстве помещений и
территории.
 Внесение предложений по созданию оптимальных условий для
образования детей.
Педагогический совет:
 Рассмотрение анализа работы педагогического коллектива в режиме
развития за учебный год.
 Рассмотрение плана работы в режиме развития на новый учебный год.
 Рассмотрение системы мер мотивации, морального и материального
стимулирования труда педагогов, участвующих в инновационных процессах.
 Стимулирование становления и развития у педагогов опыта
инновационной деятельности.
 Создание условий для самореализации личности педагога на основе
непрерывного повышения профессионального мастерства.
Старший воспитатель:
 Подготовка анализа работы ДОУ в режиме развития.
 Планирование деятельности педагогического коллектива (разработка
годовых планов, программ, проектов).
 Организация работы творческих групп по разработке технологий
реализации личностно-ориентированного подхода.
 Контроль за инновационной деятельностью педагогов.
 Прогнозирование и планирование подготовки, переподготовки и
повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
9.Оценка эффективности и реализации Программы развития
Эффективность реализации Программы определяется с помощью
системы показателей, отражающих развитие образовательной системы в
соответствии с целью и задачами Программы, выраженных в индикаторах
результативности относительно начала реализации Программы в динамике
по годам и на конец реализации Программы.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».