Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее по тексту выделена курсивом). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений представлена дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Роботоша», которая дополняет содержание образовательной области «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие». Программа реализуется педагогом дополнительного образования в
кабинете робототехники и в помещении групп компенсирующей направленности, со всеми детьми старшего дошкольного возраста
с ТНР.
Программа реализуется на государственном
языке Российской Федерации – русском (согласно пункту 1.9 Стандарта).
Цели и задачи АОП ДО – определена в соответствии с п. 10.1 ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель коррекционно-развивающего образования — создание целостной системы, обеспечивающей
оптимальные условия для воспитания детей с
ТНР (ОНР) в соответствии с их возрастными,
индивидуально-психологическими и соматическими особенностями.
Целью Программы, части формируемой участниками образовательных отношений является создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных навыков и умений по LEGO- конструированию и образовательной робототехнике, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Программа состоит из обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40%).
Содержание
работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом
решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках образовательной деятельности, но и в ходе
режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в
самостоятельной деятельности дошкольников.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции
недостатков детей с общим недоразвитием
речи и оказание помощи детям в освоении АОП ДО. Коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и
психофизического развития детей.
В ДОУ созданы условия для проявления у детей
таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление
узнавать новое.
Образовательная среда группы стимулирует
развитие уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, дает право на
ошибку, формирует познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству
и поддержку другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную
социализацию ребенка и становление его личности.
Важнейшим
условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие
конструктивного взаимодействия с семьей.
Основной
целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в
образовательный процесс для
формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению
к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
-
выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного
воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
- вовлечение
родителей (законных представителей) в воспитательно- образовательный процесс;
- внедрение
эффективных технологий сотрудничества с родителями (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
- создание активной
информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
-
повышение родительской компетентности в вопросах
воспитания и обучения обучающихся.