Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития .
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития речи - детского сада № 37 муниципального образования Абинский район (далее - ДОУ), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), и Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее по тексту выделена курсивом). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.
Обязательная часть Программы утверждена Приказом министерства просвещения РФ № 1022 от 24 ноября 2022 г. Реализуется педагогическими работниками ДОУ во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми с ОВЗ. Составляет, примерно 90% от общего объема Программы.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная палитра». Программа реализуется педагогами группы в помещении групп компенсирующей направленности, со всеми детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском (согласно пункту 1.9 Стандарта.
Цель Программы определена в соответствии с п. 10.1 ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы определены в соответствии с п.10.2 ФАОП ДО:
-
реализация содержания АОП ДО;
-
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в
том числе их эмоционального благополучия;
-
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
-
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с педагогическим
работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
-
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование общей культуры личности обучающихся, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ЗПР;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся;
-
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Художественно-эстетическое развитие
представлено дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программой «Волшебная палитра» для детей
дошкольного возраста.
Цель: создание благоприятных условий для формировании Я
интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического
отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства;
воспитание интереса к художественно-творческой деятельности;
развитие эстетических чувств
обучающихся, художественного восприятия, образных представлений, воображения,
художественно-творческих способностей;
развитие детского художественного
творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение
потребности обучающихся в самовыражении.
-
познакомить с
различными материалами и их свойствами;
-
упражнять
работать с разнообразными материалами, ножницами, клеем, красками, пластилином;
-
развивать
творческие способности;
-
развивать у
дошкольников интерес к моделированию и конструированию;
-
стимулировать
детское творчество;
-
развивать
психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое
мышление, мелкую моторику;
-
формировать у
детей коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою
точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
-
развивать
социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить
начатое дело до конца.
- Принципы и подходы:
Согласно п.1.4 Стандарта, часть,
формируемая участниками образовательных отношений, полностью совпадает и
построена на принципах и подходах, изложенных в Обязательной части Программы.
Также реализация части Программы, формируемая участниками образовательных отношений, связана с условиями, традициями и укладом ДОУ, что описано подробнее в рабочей программе воспитания.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям в освоении Программы. Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.